regnum_picture_1481795094472681_big

«Хватит кормить Москву!» Правда ли, что налоги уходят в Москву?

Москва генерирует такое количество денег, что многим регионам перепадает.  Более менее крупные города являются самодостаточными в плане обеспечения себя налогами, которые собираются.  Многие говорят про то, что нужно опустить налоги на уровень региона, но тогда в самой Москве останется очень много денег, а на 319 моногородов и прочих поселений, которые не могут себя обеспечить налогами нужно будет искать финансы. Поэтому фраза «Россия кормит Москву» — неверна. Верна фраза «Регионы-доноры кормят Россию».

Регулярно сталкиваясь в разговорах или на форумах с высказываниями жителей российских регионов о том, что, мол, Москва все наши деньги забирает, и вообще хватит ее кормить, и т.д., я решил относительно коротко разъяснить, как работает региональная экономика, какую роль в этом занимает Москва, что такое региональный и федеральный бюджеты, и т.д

Итак, начнем с элементарных вещей.

Во-первых, давайте посмотрим, в чем разница между бюджетами (и какие они бывают), и за что отвечают:

Есть бюджет федеральный, есть бюджеты региональные, есть бюджеты местные.

Федеральный бюджет формируется из соответствующих налоговых отчислений, которые делают все без исключения регионы страны. Есть целый ряд налоговых статей, отчисления по которым идут именно в федеральный бюджет. Это, по сути, главная кубышка страны. Или «общак» — кому как больше нравится. Из федерального бюджета деньги идут на финансирование глобальных проектов (олимпиада в Сочи, энергомост в Крым, или просто мост в Крым, очередная федеральная трасса, крупные научные проекты, строительство очередного аэропорта или космодрома, запуск ракет и спутников в космос, и пр.), на финансирование армии, МВД, органов безопасности, на закупку вооружений, на дотации в сельское хозяйство, медицину, социальную политику, межбюджетные переводы, образование, частично — поддержание системы ЖКХ, культуру и спорт (в рамках государственных программ), средства массовой информации и экологическую составляющую в рамках охраны окружающей среды (лесничества, экопроекты, переработка мусора, и т.д.). Регионы не имеют доступа к федеральному бюджету на предмет «запустить руку». Федеральный бюджет не находится в Москве или еще где-то – т.к. это не огромный склад, по которому ездят штабелеры и грузят денежки паллетами на полки, а фактически – виртуальные счета, контролируемые соответствующими органами. Если в планировании бюджета какого-либо региона образуется дыра – то регион просит правительство выделить на следующий год определенную сумму из общего кармана на покрытие дефицита. Но об этом поговорим позднее.

Региональный бюджет – это, как нетрудно догадаться, бюджет конкретно взятого региона. Формируется из налоговых региональных сборов, полученные средства аккумулируются на счетах региона и служат для поддержания штанов этого самого региона и реализации внутренних программ. В бюджет региона (например, Вологодская область) отчисляют деньги все города и поселки указанного региона по соответствующим налоговым статьям.

Есть еще местный бюджет. В качестве примера, возьмем город Собинка Владимирской области. Здесь все налоговые отчисления, как и во всех других городах нашей страны, делятся на три типа: федеральные, региональные и местные. И если региональные отчисления идут именно на регион, где и распределяются в зависимости от нужд оного, то местные отчисления остаются в местном бюджете (бюджете города Собинка в данном случае) и используются по усмотрению городских властей данного образования. То есть, город Собинка сам решает, как потратить эти средства – залатать дыру в дороге, или сделать ремонт в местном ДК, или выставить на линию новый маршрутный транспорт. В зависимости от сиюминутных нужд.

Итак, с бюджетами примерно разобрались.

Теперь давайте рассмотрим, кто кладет деньги в федеральный бюджет государства, а кто их оттуда забирает.

Есть в России ряд регионов, которые называются «доноры», а есть регионы, которые называются «реципиенты» (от слова recipient – получатель), проще говоря – дотационные.

Регионы доноры – это те регионы, что зарабатывают больше, чем тратят. Проще говоря, тратят на свои нужды 100 рублей, а в виде различных налогов собирают, скажем, 150 рублей. Регионы доноры не получают средств из общей кормушки – федерального бюджета – но при этом, как и все, кладут в эту кормушку. Проще говоря, из своего холодильник подкармливают бедных родственников.

Регионы реципиенты – это как раз и есть те самые бедные родственники, живущие не по средствам. Регион зарабатывает, условно, 70 рублей, а живет на 100 рублей. Причем эти 30 рублей – это те деньги, которые необходимы региону для поддержания медицины, ЖКХ, бюджетников разных мастей, и т.д. То есть, расходы крайне необходимые. И когда формируется бюджет на следующий год (1 октября формируется, далее – защита), дотационный регион направляет запрос правительству на выделение денег из федерального бюджета для поддержания штанов. Проще говоря – «Мама, вышли денег 30 рублёв на следующий год», чтобы сформировать себе тот самый бюджет в сто рублей при заработке в 70. И средства из федерального бюджета, в том числе – выделенные регионами-донорами, перечисляются на нужды соответствующего регионального образования.

Теперь посмотрим, кто является в стране регионами-донорами, и кладет в бюджет значительно больше, чем забирает:

По состоянию на 2016 год, донорами считаются Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Татарстан, Самарская область, Тюменская область с автономными округами (ХМАО и ЯНАО), Сахалинская область, Красноярский край, Республика Башкирия, Краснодарский край, Нижегородская область, недавно ими стали — Липецкая область, Пермский край, Калужская область, Калининградская область. Данные регионы-доноры не получают средств на развитие инфраструктуры из федерального бюджета, но при этом, некоторые из регионов в вышеуказанном списке, получают другие формы федеральной поддержки – например, на статью «сбалансированность бюджета».

Если упорядочить данный список, кто больше всего налогов в федеральный бюджет платит (и меньше всего забирает или не забирает вовсе) – то получится следующее: 28 % всех поступлений дает Ханты-Мансийский автономный округ (ресурсы), 16 % — Москва (деловой и финансовый центр), 10 % — Ямало-Ненецкий автономный округ (ресурсы), 5 % — Санкт-Петербург (деловой и финансовый центр). Таким образом, четыре субъекта Российской Федерации дают до 60 % всех поступлений налогов в федеральный бюджет.

Наименее дотационными (т.е. от 1 до 10% дотаций идут на поддержание этих регионов из федерального бюджета, в основном – в плане выравнивания бюджета) являются следующие регионы: Вологодская, Челябинская, Нижегородская, Ярославская, Ленинградская, Белгородская, Иркутская, Оренбургская, Новосибирская, Тюменская, Тульская, Мурманская, Волгоградская, Томская, Омская, Ульяновская и Смоленская области.

Наиболее дотационные (т.е. по всем параметрам – живущие не по средствам) регионы:

Республика Ингушетия, Бурятия, Кабардино-Балкарская республика, Республика Тыва, Республика Дагестан, Чеченская республика, Эвенкийский автономный округ, Корякский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Еврейская автономная область ( территории расположены по мере убывания дотационности от 90 до 60%).

По статьям «выравнивание бюджета», больше всего денег из федерального бюджета приходится на нижеуказанные регионы:

Чечня, Республика Саха, Дагестан, Камчатка, Ставропольский край, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Магаданская область, Карачаево-Черкесия.

По дотациям на одно жителя, распределение такое (от большего к меньшему): Амурская область, Адыгея, КБР, Чечня, Дагестан, Забайкальский край, Северная Осетия, Псковская область, Алтайский край, респ. Калмыкия, Ивановская область, Курганская область, Архангельская область, Тамбовская область, Сахалинская область, Марий Эл, Приморский край, Кировская область, Брянская область, Пензенская область, Хабаровский край, Орловская область, Ставропольский край, Костромская область. Остальные регионы имеют меньшие средства на одного жителя, поступающие в качестве дотаций из федерального бюджета.

В массах ходит такой миф, что все налоговые отчисления уходят в Москву, в центр, для того чтобы кормить «ничего не производящую столицу». Так вот, это абсолютная чушь. Про производство мы поговорим далее. А что касаемо налоговых поступлений в Москву – то Москва не имеет к ним отношения. Знак равенства между Москвой и федеральным бюджетом ставить нельзя! Москва не имеет доступа к федеральному бюджету и абсолютно выключена из движения денежных средств из этого бюджета, все по той же, ранее описанной причине – это крупнейший регион-донор. Москва как субъект – как не получает денег для выравнивания бюджета, так и для реализации внутренних программ.

Здесь стоит также отметить, что в Москве только по официальным данным проживает людей как в приличной европейской стране – более 12 300 000 человек. Одна из крупнейших многомиллионных агломераций мира, по российским меркам – лидер по ВРП (валовому региональному продукту), при этом, не имея природных ресурсов. В Московской области также проживает, по состоянию на 2016 год, еще более 7 300 000 человек. Плюс – еще одному Богу ведомо, сколько здесь людей живет и работает, не попавших в статистику. Суммарно более 20 миллионов человек. Говорю «суммарно», потому как Москва и Московская область очень плотно срощены в области промышленности, сферы услуг, и экономики в целом. Особенно, если учесть, что огромная доля трудоспособного населения Московской области каждый день ездит на работу в Москву. Нужно четко понимать, что Москва и МО – это огромная «экосистема», которая, как и любая другая многомиллионная агломерация, абсолютно самодостаточна и удивительно жизнеспособна. И поэтому, по понятным причинам, это один из крупнейших деловых, финансовых центров, рынков сбыта и сервиса – как в России, так и в Европе в целом.

Так, вернемся к налоговым отчислениям в федеральный бюджет. Какие налоги туда идут:

Налог на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ), таможенные пошлины (как импортные, так и экспортные), НДС, Акцизы (топливо, табак, алкоголь, авто), налог на прибыль предприятий, налог на пользование природными ресурсами, различные государственные пошлины, и пр.

При этом, часть налогов платится как в федеральный, так и в региональный бюджет. Например:

НДПИ (за исключением общераспространенных полезных ископаемых) — 40 % федеральный бюджет, 60 % — региональный;

НДПИ (общераспространенные полезные ископаемые) — региональный бюджет.

При этом НДФЛ — по общему правилу 70 % — региональный бюджет, 30 % — местный. От места регистрации плательщика зависит только распределение НДФЛ (в разных субъектах РФ региональными законами могут вводиться свои нормативы: снижаться доля регионального бюджета и увеличиваться — местного).

Налог на прибыль организаций распределяется следующим способом: Налог на прибыль в части федерального бюджета (ставка 2 %) — в федеральный бюджет;

налог на прибыль в части бюджета субъекта РФ (ставка 18 %) — в региональный бюджет.

Теперь немного о распределении бизнеса в России:

На сегодняшний день, более 80% предприятий в стране – частные (точную цифру на вторую половину 2016 году дать не могу, но это около 84-85%). В целом, средний доход работника государственного сектора выше, чем работника частного сектора бизнеса.

Доля частного бизнеса перед государственным с каждым годом становится все больше. Многие государственные организации, по сути, отдаются в частные руки. С этим связан ряд недостатков, но в целом – подобная схема обусловлена тем, что предприятия в частных руках гораздо эффективнее с точки зрения менеджмента, чем в руках государственных, потому как если государственные деньги – это «ничьи деньги», то в частных компаниях за действиями менеджмента и антикоррупционной составляющей гораздо больший и тщательный надзор, чем на предприятиях государственных (по коррупционным схемам на гос. предприятиях идти не будем – это и так очевидно, и слишком на виду, как воруют в том же Министерстве Обороны, Здравоохранения и иже с ними).

Промышленность Москвы – это:

Более 1000 крупных промышленных предприятий (многие из которых, кстати, работают на нашу оборонку)

Более 13 000 малых промышленных предприятий

400 000 человек занято в сфере науки и образования

Более 500 000 человек занято в сфере производства

Более 75% иностранных фирм расположили свои представительства именно в Москве (они же платят в Москве налоги. А учитывая, сколько станков\машин\еды\текстиля\электроники и т.д. мы импортируем – представьте, какие налоговые отчисления идут в федеральный бюджет)

Более 180 НИИ

К 2020 году – 23 место среди крупнейших городских экономик мира.

Ежегодный рост экономики – минимум 4%

Крупнейший финансово-деловой центр России (а Россия – 6-я по ВВП экономика мира)

Россию каждый год посещают более 20 миллионов туристов, большинство из которых прилетает через Москву. Из каждых десяти иностранцев – семь прилетают в столицу. В среднем, в год иностранные граждане, прилетающие в Москву по бизнесу или туризму, оставляют в экономике города более 10 миллиардов евро, по некоторым расчетам – до 15.

Около 1200 НПО

Более 40% национальных исследовательских университетов сосредоточено в Москве

27% всех патентов на изобретения получены в Москве

Около четверти миллиона выпускников ВУЗов и колледжей в год

Экспорт несырьевых товаров за год – более 250 млрд евро из Москвы и Московской области

Помимо этого, включим сюда также Московскую область (которая, как и было сказано ранее, очень плотно срощена с Москвой, т.к. это практически одно образование):

МО – 4-я экономика России по объему ВРП

В Московской области находятся четыре международных аэропорта, каждый из которых платит налоги и сборы в региональный и федеральный бюджеты.

Более 50% земель вне населенных пунктов используются для ведения сельского хозяйства

Более 5500 промышленных предприятий на территории области

Около 14% всего жилья вводится каждый год в МО

Более 20 регионов страны в непосредственной близости от Москвы, по сути, кормятся с заказов из Москвы и Московской области. За счет заказов из Мск и МО работают и выживают предприятия в регионах, получают львиную долю своей прибыли, и сбывают основную часть своей продукции, т.к. Москва и МО, в силу численности населения, является крупнейшим рынком сбыта в стране. Еще полтора десятка регионов имеют очень существенную долю заказов на своих предприятиях, а соответственно – и существенную долю налогов, именно за счет поступления из Москвы и Московской области.

А теперь подберемся к основным мифам и заблуждениям, а также – к ответам на самые частые (и, увы, банальные – в силу общей неграмотности) вопросы, обсуждаемые на форумах и в личных беседах между людьми, когда речь идет о Москве и регионах.

1) «Вот у нас в городе N-ске работает предприятие, головной офис которого зарегистрирован в Москве, и мы тут, значится, работаем, а налоги в Москву платим».

Довольно частое утверждение, не правда ли? Давайте разберемся.

Если предприятие зарегистрировано в Москве, а производство находится в регионах, то налоги платятся следующим образом: НДФЛ на местных сотрудников – в регионе, НДФЛ на московских сотрудников (если есть) – в Москве, НДС идет в федеральный бюджет (что не есть бюджет Москвы, как и описано ранее в данной статье), налог на имущество – по месту нахождения (регистрации) имущества. Налог на прибыль платится и туда, и сюда.

Очень частое явление – разделение балансов. Т.е. предприятие, имеющее офис в Москве, все налоги (с офиса) платит в Москве, а обособленное подразделение или филиал (разные вещи, не путать!) платят налоги в регионе, где ведут экономическую деятельность. Наиболее часто подобное разделение встречается у очень крупных предприятий.

Также, чаще всего происходит так: сначала предприятие начинает свою деятельность в Москве, а затем распространяется по регионам (наоборот, правда, значительно реже, но тоже бывает). Соответственно, как собственник бизнеса – и зарегистрировано там же, где все начиналось, т.е. в Москве. Или – офис в Москве может вынести производство в регионы на аутсорсинг. Дорогие жители регионов! Здесь Вы можете возмущаться сколько душе угодно, но это в любом случае неправильно – потому как предприятие, пришедшее в регион, обеспечило Вас работой, гарантиями, пенсионным отчислениями.

2) «В Вашей Москве много офисов, а там сидят и только бумажки перебирают!»

Экономике абсолютно наплевать (вот абсолютно!) – оказываете ли Вы нотариальные услуги, выращиваете помидоры, точите детальку на заводе, или проектируете новый станок в офисе. Экономике важны ваши налоговые отчисления на всех уровнях. Потому как именно налоговая база формирует доходность самого государства, в первую очередь. Строить мост, или платить зарплату врачу, или закупить форму для сотрудника МВД, или… да много «или». На все это нужны деньги, получаемые государством от ВЭД или от налоговых отчислений. В этом плане что сервис, что агро, что производство – для государства все одно (за исключением стратегических предприятий, конечно) – лишь бы были налоговые отчисления. И если Вы не производите ничего, но оказываете услуги (сервис) – то для экономики это не имеет значения. Более того, есть в экономике и промышленности такое понятие как «Кризис перепроизводства (затаривание)». Чтобы экономика страны работала нормально, в агросекторе должно быть занято не более 1-2% населения, в производстве – не более 3-5% населения.

Проблема СССР (и «постсовкового» мышления у многих наших соотечественников, которые не смогли мозгами за четверть века перестроиться на новые рельсы) в том, что страна производила лишь бы производить, процесс ради процесса, а не результата. Отсюда – никому не нужные склады, забитые под завязку валенками, которые не могли продаться в силу низкого спроса. Это, конечно, частный пример, суть Вы уловили, я надеюсь.

Но, в любом случае, офисный сотрудник (инженер, экономист, банкир, и т.д.), платящий налогов (НДФЛ) на 100 000 рублей в год, или юридическая контора, платящая 300 000 рублей в год налога на прибыль, для государства гораздо важнее и нужнее, чем токарь Василий (если предприятие не стратегическое, выпускающее детали для ракет, конечно) с НДФЛ на 20 000 в год, или завод на котором он работает (принадлежащий частному лицу) со 100 000 рублей налога на прибыль.

Ну, а то, что в Москва и МО производят больше чем любой другой регион России (в частности, по ВВП на душу населения), было описано выше.

3) Многие любят возмущаться на тему: «Вот, пришел тут «Марс» шоколадки делать, иностранная компания! Почему Вася Пупкин не делает шоколадки? Это ж ведь российские деньги на прибыль предприятию идут!».

Это вопрос не к Москве и МО, а общероссийский. О налоговых отчислениях сказано выше, в п. 2. Однако, вопрошающим соотечественникам хочется сказать следующее: прибыль иностранной компании «Марс» или «Проктер энд Гэмбл», или прибыль владельца российской «Рога и копыта» — для государства в любом случае не важна, как таковая. Потому как прибыль предпринимателя – это в любом случае прибыль предпринимателя, и ничья больше. В данном случае, государство заинтересовано именно в уплачиваемом налоге на прибыль, на имущество, НДС, НДФЛ и прочем.

А когда на российский рынок заходит иностранный агент – это плюс. Потому как это – инвестиции, новые налоги, новые рабочие места на самом предприятии, новые смежные рабочие места (причем, зачастую у предприятия с 1000 рабочих мест, может быть столько же смежных рабочих мест в регионе, обслуживающих это предприятие), конкуренция на рынке, за счет которой, в конечном счете, снижается стоимость продукта для потребителя, и т.д.

4) «Мы тут Москву кормим, потому как в Москве нет коровников\молочных ферм\не выращивают картошку. Куда наше мясо идет? А? То-то же, в Москву!»

Тоже достаточно распространенный в интернетах комментарий от людей весьма недалеких. Начнем с того, что Московская область обладает достаточно мощными агрокомплексами, и производит продукты питания или заготовки для них самостоятельно. Также, Москва закупает мясо, зерно, молоко, овощи и фрукты в регионах. Не «мы отправляем мясо в Москву», а «Москва закупает»! Есть разница? Что будет делать молокозавод в Рязани или свиноферма во Владимирской области, если ей некуда будет реализовать свою продукцию? Ответ: «Сами есть будем» не подходит. Если бы это было так просто – то два десятка регионов, как и описано выше, не зависели бы от заказов из Москвы. Мясо Вы, дорогие аграрии из регионов, не отправляете в Москву, а продаете за живые деньги. Это как если бы Вы приходили в продуктовый магазин за колбасой, купить ее за свои деньги, а Вам бы продавщица говорила что-то типа: «Если б не наш магазин – ты бы с голоду подох. Это мы тебя колбасой обеспечиваем». Ваша реакция? Вы бы пошли в другой магазин и купили бы другую колбасу, а этот бы, в конечном счете, разорился из-за недостатка покупателей, образно говоря.

5) «В Москве нет нефти, алмазов, золота. Это мы все тут добываем!» — часто говорят интернет-комментаторы, как правило, не имеющие никакого представления ни о добыче природных ресурсов, ни об экономике.

Друзья! Давайте начнем с того, что налог на добычу полезных ископаемых платится на 40% в федеральный, и на 60% в региональный бюджет (региона добычи).

А если говорить о налоге на прибыль с реализации природных ресурсов – то 98% доходов предприятия идет в федеральный бюджет! Повторюсь: 98%!

Именно поэтому, в нашей стране, очень сильно зависящей от углеводородов и иных природных ресурсов, в число доноров попали ХМАО и ЯНАО, добывающие эти самые природные ресурсы. Повторюсь еще раз, если читали не очень внимательно: Москва не имеет отношения к федеральному бюджету! Не пользуется им, но отчисляет в него огромные суммы с экономической деятельности.

6) «Вот у нас в регионе было предприятие, прянично-оружейно-самоварный завод, а тут пришли москвичи и его выкупили. Теперь налоги в Москву плотют!»

О налогах довольно доступно было сказано в пункте 1.

Что касаемо покупки предприятия инвестором из Москвы, хочу сказать следующее:

Представьте, что Вы работаете садовником у домовладельца. Он платит Вам зарплату, Вы периодически стрижете его газон, грядки полете, забор поправляете. Вдруг владелец по личным причинам решает продать свой дом человеку из другого города, приехавшему с деньгами с целью этот самый дом купить. У Вас меняется работодатель, который Вас оставляет присматривать за домом, по-прежнему платит Вам зарплату, и т.д. Но Вы начинаете возмущаться – какого хрена приехал сюда не местный, дом купил, и т.д.

Вопрос: Вы вообще кто такой, чтобы задавать вопросы подобного рода? Вы наемный рабочий и не имеете отношения к данному дому вовсе. Либо продолжайте стричь газон, либо ищите себе другую работу. А Ваш бывший работодатель – владелец дома – сам решает, кому его продать. Человеку из Москвы, или из Волгограда, или соседу через улицу. Его задача – получить деньги за свой дом.

Друзья, мы живем на свободном рынке. Если Вы наемный рабочий – не надо возмущаться и рассуждать о высоких материях, экономике города и т.д. Вы не можете на это повлиять. Не нравится – ищите другую работу и перестаньте думать, что Вам кто-то по гроб обязан. Эту, типично совковую черту, нужно изживать. 25 лет прошло, пора уже.

Если же Вы владелец бизнеса – это Ваше право – решать, кому продавать Ваше дело.

7) Часто можно услышать нечто в духе: «Вот у меня кум\сват\брат работает в городе на таком-то предприятии за 7 тысяч рублей. Что, нельзя ему было зарплату сделать нормальную?»

Как я и писал ранее – более 80% предприятий в нашей стране – в частных руках. Если работодатель платит Вам 7 000 рублей, или задерживает зарплату (при условии, что предприятие не балансирует на грани гибели, а имеются-таки средства) – то не надо ехать в Москву и стучать касками по брусчатке перед Белым домом. Лучше постучите по голове Вашему работодателю. «Но мы голосовали за Путина, пусть он нам и наводит порядок в регионе!» — ответите Вы. Довольно типично для русского человека – сидеть и ждать, когда из столицы прилетит на вертолете дядя со строгими, но добрыми глазами, и все разрулит. Проблема нашей страны в том, что она слишком разбросана по площади, слишком большие расстояния, страна дикая и коррумпированная. Нам бы из Азии выбраться сначала, перед тем как в Европу метить. Если многие указы правительства блокируются на уровне секретариата, то что же тогда говорить про земли, где «до Бога высоко, до царя далеко»? Известно, что нигде так не воруют, как на местах, в удаленных кабинетах. Да, нет штата, чтобы до всех добраться и всех приструнить. Но воруют-то Ваши земляки. К ним все вопросы.

8) «Вот так всегда: в ЦФО строят заводы, в Московской области – так вообще чуть ли не каждый день, а вот у нас в Сибири\Архангельске\Оренбурге завод раз в три года открывается».

Здесь можно сказать следующее: основная часть заводов\газет\пароходов приобретается на деньги частных инвесторов. Частный инвестор – это бизнесмен, который вкладывает свои средства, чтобы их же приумножить. Т.е. это человек, который вкладывается в дело, чтобы получить с него доход. Где легче всего продать товар? Правильно, в проходном месте, с большим количеством потенциальных клиентов. А где это проходное место? Там где рынок большой. А где рынок большой? Да там, где людей живет великое множество. А таких мест у нас в стране, слишком мало заселенной и с низкой покупательской способностью, по отношению к территории, всего-то на пальцах пересчитать. И опять, крупнейшим рынком сбыта является Москва и Московская область. Поэтому все предприятия и едут открываться в ЦФО, потому как в удаленных регионах, зачастую, «ловить нечего». Увы, это жизнь. А если это высокотехнологичное производство, а не какая-нибудь хлебопекарня, так еще нужны и специалисты серьезные. Можно сколько угодно спорить со своих вершин, что «А я вот заборостроительный в N-ске закончил и мне норм», но есть факт: в крупных городах-миллионниках, особенно – в Москве, в Питере, в Новосибирске, Екатеринбурге, Казани — уровень образования, знаний, квалификации – на три порядка выше, чем где бы то ни было. Потому как, открывая высокотехнологичное производство, его очень важно не запороть на корню из-за глупости и безалаберности. А найти в маленьком городе (до 500 000 человек) крутого профильного инженера – это огромная проблема.

9) «Я работаю менеджером по продажам, за 35 000 рублей. А в Москве, за тот же функционал, платят 65 000 рублей. Несправедливо!» — как-то столкнулся я с таким комментарием. Начал интересоваться, что да как. В итоге, получил следующее: в городе N-ске, есть предприятие, продающее, скажем, мотоциклы. В штате 20 человек, месячный оборот очень приличный для небольшого провинциального городка – около 10 миллионов рублей. Из которых гросс-маржи («грязной» прибыли) – около 2 миллионов (20% — достаточно доходный бизнес, надо сказать). И человек жалуется, что ему мало платят. Я говорю: друг, давай разберемся. Вот есть два миллиона рублей. Из них работодатель заплатит налог на прибыль. У него останется миллион шестьсот тысяч, грубо говоря. После этого он заплатит за аренду помещения, за рекламу, за коммуникации, за то, за это, за ДМС для сотрудников (делим в годовом исчислении), еще за что-нибудь – платежей и поборов у нас в стране масса. После этого из всего, что останется, он должен сделать перевод на зарплату (сформировать зарплатный фонд) для 20 своих сотрудников. При том, что если взять всевозможные отчисления в ПФР, ФСС по разным статьям (ФСС, ФФОМС, СЧП, НЧП), то получается, что на каждый рубль, выданный сотруднику (удержание НДФЛ мы здесь не считаем сознательно, для удобства выстраивания картины) в виде зарплаты, работодатель заплатит 1,3 рубля. Т.е. берем зарплатный фонд в организации и увеличиваем его на 30% за счет различных взносов. Опять же, любой бизнес – это всегда риски. Штрафы, проблемы, даже решетка. Поэтому, работодатель всегда должен иметь буфер для покрытия подобных рисков, и про себя не забыть (кто будет пахать в ноль?). Соответственно, если ты, после всех выплат и всей ответственности работодателя, за месяц даешь своей компании 60 000 рублей – то ты не будет получать зарплату в 80 000. Это просто противоречит логике! Именно поэтому ты и получаешь зарплату в 35 000, грубо говоря. В Москве другой рынок, здесь другие обороты, другое количество клиентов и другой средний чек. В городе Миассе выше задницы не прыгнешь. В Москве есть, где развернуться. Так сложилось исторически. И именно поэтому в Москве, при других оборотах, и зарплаты в среднем выше (правда, и стоимость жизни тоже, по всем параметрам). Хотя, хватает и тех, кто точно так же перебивается на низких заработках. Если в Москве средняя зарплата 60 000 – то имейте в виду, что считается она по медиане. Здесь совершенно неуместны остроумные и очень оригинальные комментарии про голубцы и доярку Глашу, совершенно типичные для интернет-критиканов. Зарплата по медиане значит, что 50% в общей массе получают выше 60 000 рублей, 50% — ниже, остальными можно пренебречь, тут нет среднего арифметического с Абрамовичами и прочими Рабиновичами.

10) «Хватит кормить Москву!» — моя самая любимая фраза, отражающая глубину глубин общественного политического сознания. Спорить с этим лозунгом в двух абзацах бессмысленно – недовольные закидают шапками. Однако, если Вы, все же, внимательно прочли все, что написано в данной статье, полагаю – у Вас должно было сформироваться несколько иное мнение. Фраза «Россия кормит Москву» — неверна. Верна фраза «Регионы-доноры кормят Россию».

Автор: KSOL