Комариная республика

146-01c

ПО ВОДЕ, ЗЕМЛЕ И АСФАЛЬТУ
Зачем ездят в Карелию? Я принадлежу к людям, которые ходят туда в походы. Пешие и водные. Потому что на карельских реках очень удобно разминаться перед сезоном, по некоторым можно ходить с маленькими детьми — например, многие мои знакомые ездят туда с полуторагодовалыми отпрысками. Несколько раз на реке Чирка-Кеми нам встречались так называемые «коммерческие группы» на рафтах. Люди довольны. Наверное, это хороший вариант для «новичков» в водном туризме или для тех, кто просто хочет узнать, что это такое, но при этом не «созрел» для самостоятельного путешествия.Мы, конечно же, ездим всегда сами. Обычно на поезде. Иногда, если цель путешествия — порог Большой Толли на реке Южная Шуя (одно из излюбленных мест отдыха столичных каякеров), можно и на машине. Хотя автомобильные путешествия — это отдельная тема. И, на мой взгляд, Карелия не лучшее место для такого вида отдыха. По Карелии удобнее плавать, чем ездить. Конечно, на основных дорогах, соединяющих города, большие поселки и прочие важные населенные пункты, есть и заправки, и магазины. Например, на дороге, идущей от Петрозаводска на Святозеро через поселок Матросы, вполне приличное покрытие. Но обольщаться не стоит, дороги в основном «сезонные» — в непогоду не проедешь. Чем убивать свою машину, гораздо проще из Москвы созвониться или списаться с многочисленными карельскими перевозчиками. Можно, собственно, договориться с ними прямо на вокзале в Петрозаводске. Но цена тогда может быть несколько выше. Местные водилы отвезут куда скажешь, и машину можно найти любую от легковушки до грузовика. Более того, они же заберут вас на обратном пути — либо с того места, куда доставили, либо с конечной точки маршрута. Можете быть уверены: машина будет ждать в назначенное время в назначенном месте.
КОМАРИНАЯ РЕСПУБЛИКА
Карелия никогда не надоедает. Сюда можно приезжать хоть двадцать лет подряд и каждый раз проходить новым маршрутом, видеть новые пейзажи и испытывать новые ощущения. Так случилось, что до того как «высадиться» на территории Республики Карелия (ибо это республика), я несколько раз проезжал ее насквозь на поезде. Весь световой день за окном мелькали озера и болота, реки и речушки, сосны и березы, которые становились тем тоньше и меньше, чем ближе мы подъезжали к северу Карелии, где она граничит с Мурманской областью. За сутки можно проехать несколько климатических поясов: на юге, в Петрозаводске, в начале июня в разгаре лето, в Медвежьегорске, в центре, на станциях продают сирень, а на севере, на станции Чупа, на лужах поблескивает лед. Лето в Карелии — это в первую очередь вопрос географии. Если в районе Петрозаводска лето примерно такое же, как в Санкт-Петербурге, — и по продолжительности, и по температуре, то в северных областях оно, скорее, ближе к лету мурманскому, недолгому, но тем более дорогому. И, конечно же, чем ближе к северу, тем белее ночи. И уже в июне, находясь где-нибудь в районе Кандалакшского залива, ловишь себя на мысли, что по ночам день как будто смотрит в зеркало. Белые ночи — это сказка про Олю и Яло. Ночью тише, спокойнее, будто бы воздух становится плотнее. И хотя видно все предметы, кажется, что они окутаны каким-то облаком. Но все равно, глядя на дрожащее желто-розовое небо, невозможно поверить, что сейчас самая середина ночи.
Одно в карельском лете неизменно: обилие комаров. Приходится запасаться репеллентами, непрокусываемой одеждой (что, конечно же, утопия) и терпением. Потому что именно терпение лучшее средство от комаров. Поверьте, на третий день пребывания либо сам привыкаешь к этим надоедливым насекомым, либо они перестают тобой интересоваться. Впрочем, мне ни разу не приходилось встречать людей, которым комары серьезно испортили отдых. Главное – правильно этот отдых спланировать.
НА ЧИРКА-КЕМИ
В прошлом году мы решили пройти Карелию по воде. Группа из семи человек должна была сплавляться на двух катамаранах и одном каяке. Выбрали несложный маршрут, потому что трое из нас были новичками. Да и вообще у нас не было цели пройти маршрут «на категорию».
Наше путешествие начиналось в Ледмозере. Фактически это «привокзальная деревня», хотя, когда-то, по словам местных, это был вполне крупный населенный пункт. Сейчас в Ледмозере одноэтажные дома, некоторые заколочены. Местный владелец уазика за умеренную плату отвез нас на озеро Мергубское к началу маршрута по Чирка – Кеми. Кстати, для местных жителей извоз — своего рода бизнес, причем на этом рынке разгорается жесткая конкурентная борьба. Ведь количество туристов ограничено, а денег заработать хочется всем. Стоянки на берегу озера довольно приличные, места много. Деревья – в основном сосны, так что с разведением костра проблем не было. Кстати, о кострах – хотя всевозможные горелки очень удобная вещь, в большом коллективе они особой популярностью не пользуются. Во-первых, больше чем на пять человек на ней приготовить сложно, тем более, если в группе есть крупные мужчины. Во-вторых, на одной горелке можно приготовить только одно блюдо. В-третьих, у горелки нельзя сушить вещи – бесполезно. Зато ее можно разжигать прямо в тамбуре палатки и, пока спит группа, например, насладиться чашкой чая. Так или иначе мы изначально решили готовить на костре. Но не из практических соображений, а потому что на костре романтичнее.
Еще в Москве мы определили руководителя группы, завхоза, фотографа, врача и лоцмана. В столице же закупили продукты, потому как населенные пункты были только в начале и конце нашего маршрута, а отовариваться в ином месте нереально. Потому как нечем. До отъезда мы поделили продукты по дням, отмерив нужное количество граммов, пересыпав все в бутылки, чтобы не намокали крупы и сухое молоко. Когда все посчитано и отмерено, дежурным остается просто взять свою часть продуктов и приготовить из них завтрак, обед или ужин. Все просто.
Маршрут мы рассчитывали на восемь дней и из графика не вышли. На второй дневке (день, проведенный на берегу, когда вся группа отдыхает от трудов и водного туризма) устроили «баню». Нам повезло с местом для стоянки: мало того что кто-то уже сложил камни под «баню» и костер, вся территория была украшена вырезанными из дерева лешими и прочими лесными «товарищами». Видимо, предыдущая группа, творчески осмыслившая стоянку, провела на ней немало времени. Нам осталось только прогреть камни на костре, после чего можно было начинать водные процедуры. В общем, к конечной точке маршрута, в нескольких километрах от поселка Боровое, мы добрались чистыми.
Стоянки по берегам разные: есть хорошие – на пригорках, в соснах. А есть заболоченные, с мошкой. Но одно правило работает железно: самая хорошая стоянка всегда находится примерно через 500 метров от того места, где встал на ночевку.
В прошлом году поездка в Карелию обошлась без осмотра достопримечательностей. Немного жаль, что ребята, которые были там впервые, не увидели Кижи, Валаам, петроглифы и водопад Кивач. Второй по величине в Европе после рейнского водопад производит особенное впечатление сразу после завершившегося водного похода. Добираться до него удобнее от Петрозаводска всего 60 км по хорошей дороге. Говорят, что именно Кивачу Державин посвятил оду «Водопад». Это чудо природы почтил также своим присутствием Александр II.
Настоящий Кивач, по утверждениям аборигенов, можно увидеть только во время таяния снегов, когда водопад становится просто сумасшедшим и с ревом валит вниз огромные массы воды. А по мне Кивач сказочно красив и в июне.

08