Жизнь как иллюзия

Далай — лама в переводе с монгольского означает «учитель, чьи знания бесконечны, как океан». Это духовный и политический титул владыки Тибета. Его Святейшество  Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо родился 6 июля 1935 года в маленькой деревне Такцэр в Северо-Восточном Тибете. Тибетцы и все верующие буддисты, в том числе буряты, калмыки и тувинцы, считают его земным воплощением Будды-Сострадания. Они верят, что много жизней назад он связал себя обетом помогать всем живым существам до тех пор, пока «последняя травинка в этом мире» не освободится от цикла перерождений.

dalay-lama (1)

В 1959 году Далай-лама был вынужден бежать из оккупированного китайцами Тибета, увлекая за собой первый поток беженцев. Индийское правительство выделило тибетцам для поселения местность на холме в девяти километрах от Дхарамсалы (штат Чимачал-Прадеш), и это место назвали Мак Леод Ганджем. Так внутри Индии образовалась альтернативная тибетская республика со своим правительством и парламентом в изгнании,  кабинетом министров и религиозным институтом.

— Мы должны быть мужественными и решительными, мы должны развивать в себе эти качества. Для нас важно встать на один уровень с китайцами в вопросе образования, искусства и трудолюбия. Китайцы очень трудолюбивый народ. Мне рассказывают, что большинство гостиниц и ресторанов в Тибете уже принадлежит китайцам. Это результат нашей лени и небрежности. Но, с другой стороны, мы бедны и нам на руку сотрудничество. Для сотрудничества необходимо взаимопонимание двух наций. Главное — не упустить культуру. Рано или поздно все мы вернемся в Тибет.

Dalai-Lama-4

ПРОСТОЙ БУДДИЙСКИЙ МОНАХ

Несколько раз в год Его Святейшество лично проводит нечто похожее на открытые уроки в главном храме своей резиденции. В эти дни дорогу, ведущую к храму, затапливают пестрые, оживленные потоки народа: тибетские монахи в широких юбках и жилетах вишневого цвета, тибетцы-миряне в национальных нарядах и украшениях. Монахи из Кореи, Вьетнама, Бирмы, Шри-Ланки, Таиланда, разношерстная толпа европейцев и американцев… У храма и на дорогах выстраиваются ряды нищих попрошаек со своими чумазыми детишками. На обочине возлежат приветливо улыбающиеся инвалиды, разгуливают по-театральному важные и колоритные садху-блуждающие религиозные аскеты-индуисты.

Благодаря частым зарубежным поездкам Далай-ламы и широкому распространению буддийского учения в Европе и Америке, всемирный интерес к тибетскому буддизму неуклонно растет. Буддисты и духовные искатели, ученые -исследователи и обычные любопытные туристы съезжаются сюда, чтобы послушать исцеляющее слово Будды, окунуться в атмосферу экзотических храмовых ритуалов-пудж и воочию увидеть Его Святейшество.

Из кованых ворот, отделяющих монастырь от другой части резиденции, в сопровождении лам, держащих в руках охапки с благовониями, и нескольких охранников в штатском, в шафрановом одеянии монаха появляется король Страны снегов, озаряя всех присутствующих улыбкой. Сотни глаз устремляются на него, сотни ладоней складываются у сердец в знак приветствия и почтения к учителю. У каждого из этих людей есть вопросы, связанные не только с буддийской философией, но и с простой мирской жизнью. Часто люди относятся к Далай-ламе как к великому целителю, провидцу или даже волшебнику. Его Святейшество, предугадывая это, каждый раз начинает учение именно с ответов на такие вопросы.

— Многие ожидают от меня чудес, особых благословений или великих исцелений. Некоторые верят в мое могущество настолько, что просят меня не отправлять их в ад! Но такой силой не обладает даже Далай-лама. Я простой буддийский монах-человек с бритой головой, это мое ощущение себя. Особенно часто я ощущаю себя монахом, а не Далай-ламой, во сне. Цель моего сидения на троне не превозносить себя, а приносить пользу другим. Я часто напоминаю себе о том, что все в этом мире непостоянно, и читаю про себя строки: «Все явления подобны звездам, отражению луны в воде…»

Наше физическое здоровье зависит от образа жизни и состояния ума. Некоторые люди тренируют свой ум с детства — повышая внимательность и осознанность. Мудрость их с годами растет, а заблуждения исчезают. Такие люди и в старости остаются «в уме». Современные системы образования направлены на помощь в достижении материальных благ — это чудесно, но внутренние потребности удовлетворять никто не учит. Наука объясняет многое, но не все. Например, ученые открыли многие факторы здоровья человека, но они не могут исследовать просветление, так как это невозможно измерить. Но я ни в коем случае не умаляю заслуги науки. И, между прочим, в детстве меня куда больше занимало устройство фотоаппарата, нежели буддийские трактаты.

НИ К ЧЕМУ НЕ ПРИВЯЗЫВАЯСЬ

Мечтающим о встрече с Его Святейшеством зачастую приходится отправляться в долгое путешествие, пересекать границы и часовые пояса. Улыбаясь и разглядывая через квадратные стекла своих очков лица пришедших его послушать, Далай -лама благодарит всех, кто приехал издалека, претерпев неудобства и сложности пути, и рассказывает о своем путешествии:

— В 16 лет, потеряв свою страну и став беженцем, я отправился в свое самое главное путешествие. С собой я взял лишь одну из священных книг и инструменты для гадания. Это путешествие стало для меня очень важным, потому что мне пришлось оставить все то, к чему я был привязан, — дом, близких людей, родину и любимый народ. Это укрепило мою веру в то, что жизнь подобна игре иллюзий, в которой не к чему привязаться.

До тех пор пока вы остаетесь среди обычных вещей, у вас нет настоящей возможности почувствовать себя свободным от них. Отправляясь в дорогу и расставаясь с привычными вещами, вы можете проверить, действительно ли вы так уж к ним привязаны. На деле оказывается, что многие вещи, без которых вы не мыслили своего существования, не так уж важны для вашего счастья.

ДУМАЯ О БОГАТСТВЕ, НЕ ЗАБЫВАЙ О СЧАСТЬЕ

В отличие от своих предшественников, Его Святейшество много путешествовал по странам Востока и Запада. Он посетил более 40 стран, встречался с политиками, духовенством, деятелями культуры, бизнесменами. В 1973 г. Далай-лама встречался с Папой Павлом VI, несколько раз с Папой Иоанном Павлом II.

— Часто мое первое впечатление от новой страны, в которую я приезжаю, очень благоприятное — все дружелюбны, улыбаются. Но день за днем выслушивая людей, я узнаю об их проблемах, заботах и тревогах. Особенно поначалу меня удивляла тревожная атмосфера, такая общая черта всех развитых стран. Глядя из Тибета на более развитые страны, я смел надеяться, что материальное благополучие все-таки в большей степени способно защитить людей от страданий. Но за внешним спокойствием и уверенностью жителей развитых стран я все чаще замечаю серьезные внутренние, эмоциональные проблемы.

Я часто встречаю людей по всему миру, которых объединяет чувство опасения и неудовлетворенности, связанное с желанием приобрести материальные блага или сохранить уже имеющиеся. И в богатых, и в бедных странах везде и всегда люди стремятся улучшить свою жизнь и обеспечить жизнь своих детей — эти желания свойственны всем людям. Однако в погоне за деньгами они просто теряют мечту о счастье, в их жизни не остается места для чего-либо другого.

Однажды на Западе я гостил у очень богатой семьи, жившей в большом, комфортном доме. Хозяева источали атмосферу благополучия. Я начал думать, что здесь, возможно, найду доказательства того, что богатство может служить источником счастья. Но потом я увидел в ванной в приоткрытом стенном шкафу ряды упаковок с транквилизаторами и снотворным. Это лишний раз доказало мне, как велика пропасть между видимой внешней стороной и внутренней реальностью.

ИСКУССТВО УЛЫБКИ

Наблюдая за Далай-ламой, не перестаешь поражаться его энергичности и жизнерадостности. Его лицо сложно представить гневным или хмурым. Смех его заряжает всех вокруг — старых бабушек, важных дам, пытливых исследователей, тибетских монахов и европейцев. Раскаты звонкого смеха сопровождают Его Веселейшество, как он сам себя называет, повсюду.

— Человеческая улыбка — своего рода чудо, никакое другое существо не способно выразить радость, доброту и любовь подобным образом. Искренняя улыбка может стать подарком, она способна согреть душу и успокоить, ее можно отнести к лучшим проявлениям человека.

В наше время многие страдают от одиночества и недостатка дружеского тепла. Парадокс в том, что мы хотим, чтобы все с нами дружили, но ничего для этого не делаем. Лишь становимся хмурыми, укрепляемся в эгоизме и не улыбаемся, если ничего не хотим получить от человека. Мне кажется, мы создали общество, в котором людям все труднее проявлять истинную любовь друг к другу. Несмотря на то, что миллионы живут в очень тесной близости, похоже, многим людям, особенно пожилым, не с кем поговорить, кроме своих домашних животных. Современное индустриальное общество порождает у людей чувства соперничества и конкуренции. Часто люди, называющие себя друзьями, собираются лишь для того, чтобы похвастаться новыми приобретениями, одеждой, машинами, драгоценностями. У них нет чувства духовной близости. Когда собираются собаки и кошки, они хотя бы играют друг с другом!  Вам кажется, что у вас много друзей, но присмотритесь: это друзья ваших денег и вашего могущества. Это очень просто: хотите иметь настоящих друзей — становитесь сами настоящим другом. Хотите видеть искренние улыбки -дарите такие улыбки окружающим! Я лично всегда ощущаю некоторую неловкость, если я улыбаюсь кому-то, а человек остается серьезным. Но, если мне откликаются, мое сердце наполняется радостью.

Dalai-Lama-5