Российские IT-компании на западном рынке

Сергей Топоров

По мнению Сергея Топорова, менеджера по инвестициям в LETA Capital, на западном рынке немногие российские IT-компании делают что-то серьезное. Сергей, говоря о российских компаниях, считает, что их продукт востребованным становится в трех случаях:

1. Проекты, нацеленные на российскую аудиторию (возможно, плюс СНГ), с которой более-менее всё понятно, которая говорит на нашем языке и читает наши новости, но в большинстве случаев не готова платить за ИТ-продукт. Либо же это В2В-решения с длинным циклом продаж (и честно говоря, с той же проблемой). Большинство из таких проектов считает, что их продукт пока тестируется тут, а потом легко масштабируется повсюду.

Лично мне это кажется заблуждением и всегда хочется привести пример «Яндекса» — российского лидера-гиганта с мощнейшей командой, но так и не снискавшего большой славы на международной арене.

2. Проекты, изначально ориентированные на зарубежного клиента — это точно так же больше локальные проекты, на сформировавшихся крупных рынках, таких, например, как США. Это тоже возможный шаг. И есть несколько успешных примеров российских разработчиков, создавших успешные продукты для зарубежных рынков. При такой стратегии надо понимать, что продажи должны быть там, где клиент.

И рано или поздно, а лучше, конечно, рано, оказаться рядом с ним, то есть переехать. И второй важный момент — надо понимать клиента, и если не думать, то хотя бы говорить на его языке.

3. Действительно международные проекты. Такие проекты могут возникать в двух случаях: продукт решает общую проблему и нужен большинству, независимо от пола, национальности, языка и вероисповедания — гаджеты, операционные системы, антивирусы, игры и т. п. Для них важна правильная локализация, но даже без неё продукт будет востребован на рынке.

Второй случай — это необходимая технология, которую достаточно сложно создать и скопировать, а проще купить. Научно-технический потенциал России позволяет создавать скорее второй тип, чем первый, но есть и достаточно успешные примеры и в первом случае.

Что касается продвижения проектов в России, то здесь они видит следующие препятствия:

  • Слабая культура предпринимательства и зачастую отсутствие сильного желания людей создавать бизнесы, особенно на базе высоких технологий. Модель «купи дешевле — продай дороже» всё ещё гораздо проще и привлекательнее.
  • Пока со стороны государства закручиваются гайки для малых компаний, что усугубляется сложной забюрократизированной системой. Как следствие,  работать в легальном поле становится просто не выгодно.
  • Низкая толерантность к ошибкам. У нас не любят рисковать. Риск в большинстве случаев наказуем, и если ты попробовал, и у тебя не получилось — это часто равнозначно тому, что с тобой не будут работать, а не тому, что ты стал опытнее и теперь сделаешь меньше ошибок.

Что делать?

По мнению Сергея Топорова, необходимо организовать эффективное взаимодействие работающего бизнеса и государства в части развития среды и возможностей для предпринимателей: государственные и корпоративные заказы на инновации, открытые форсайты и потребности, обучение и программы поддержки с уменьшением бюрократических барьеров.