Проблемы национальной экосистемы

проблемы

Алексей Крол, генеральный директор R&D группы CrowdSynergy, основатель Национальной менторинговой сети. На страницах портала «ToWave — издание о стартапах», он обозначил проблемы национальной экосистемы, которые напрямую влияют на решение кадровых задач в России.

Ниже непосредственно сами фундаментальные проблемы по Алексею Кролу:

  • отсутствие постановки стратегических и гео политических задач в области науки и технологий со стороны политического руководства страны в отличии от критикуемого руководства СССР;
  • наука и инновации не входят даже близко в реальную политическую и экономическую повестку дня на уровне элит, в отличии от 40-х, 50-х, 60-х годов времен технологического соперничества с США, времен холодной войны;
  • критическое отсутствие социальной базы для технологических и любых инноваций — элементарно мало молодых людей, которые хотели бы заниматься разработками с одной стороны, практически почти полное отсутствие инноваторов среднего возраста по понятным причинам, естественная убыль представителей старшего поколения старых научных и технологических школ;
  • отсутствие реальных «выходов» для инвесторов как через покупку стратегами, так и через первичное размещение. единственная рабочая альтернатива — это попытка продать за бугор;
  • полная деструкция ряда важнейших отраслей за последние 20 лет, где мы фактически ушли с рынков — все, что касается медицины, биотека, нейронаук, электроники, энергосбережения и т.п., легкой промышленности;
  • отсутствие гарантий частной собственности, что означает риск потери бизнеса через рейды силовиков;
  • отсутствие реальной заинтересованности в инновациях и покупке стартапов со стороны крупных монополий и гос. корпораций, нацеленных на освоение бюджетов или эксплуатацию монопольной ренты;
  • следствие такого положения дел — отсутствие доступа потенциальных инноваторов к действительно актуальным проблемам — как социальным, так и технологическим;
  • разрыв связей между ВУЗами, наукой и производством;
  • кардинальное снижение качества среднего образования и деградация школы как института;
  • низкая покупательная способность населения, что делает сложными потребительские проекты;
  • высокие политические и административные риски, что делает Россию мало привлекательной для внешних инвесторов;
  • сильное недоверие к т.н. институтам развития;
  • стагнация малого и среднего бизнеса;
  • доминирование коррупции как ключевой модели прибыли;
  • вывод капитала за рубеж как эффективное средство хеджирования политических и административных рисков, произвола рейдеров от силовых структур.

Что делать? Как решать обозначенные проблемы?

Алексей Крол предлагает сформировать воронки/пирамиды/сообщества.

1. В основу положен постулат, что мы хотим иметь до 50 тыс. вполне ликвидных проектов на pre-seed стадии в год, из которых могло бы получиться до 30 тыс. проектов на стадии A и до 15 тыс. проектов на стадии В.

2. Для достижения таких немыслимых по текущим мировым меркам результатов, мы должны иметь на входе от 1,5 до 2 млн. сырых идей и инициатив.

Возможно ли такое в принципе? Очевидно возможно, если учесть, что исследование ФОМ «Люди ХХI века» говорит, что в России потенциально от 7 до 14 млн. людей в возрасте от 20 до 40 лет можно причислить к той самой кормовой базе, которая способна выдвигать соответствующее число людей.

3. Все профессионалы понимают, что никто эти идеи финансировать не будет и в этом нет необходимости. Основная потребность инициаторов на данной фазе — это интенсивное обсуждение, общение — то, что называется customer/ idea/ model/ business development. По большому счету это исследование, размышление, общение. Однако, самая главная потребность на данной фазе — это поощрение данной активности, что категорически не может дать ни один фонд и инкубатор, ибо их фокус — отбор.

4. Чтобы обсуждать такое количество идей — нужно мотивированное сообщество, которое имеет желание, мотивацию и инструменты для того, чтобы тратить время и читать, участвовать в обсуждении, давать фидбек и экспертизу. Естественно, все это логично делать в интернете или в локальных тусовках, потому что затраты по обеспечению данной деятельности ничтожны и уж точно меньше, чем затраты на ЧМ по футболу (хотя футбол, ессно, важнее инноваций и науки).

5. Также существенная потребность на данном этапе — это спрос на знания, компетенции, потому что без общения с экспертами нет шансов развить идею.

6. Те, кто прорвался сквозь эту фазу смогли доразвить свою идею до фазы акселерации, которая имеет очень ясную цель — помочь сфокусировать и развить идею до состояния, что она может пытаться участвовать в отборе инкубатором.

7. Затем инкубатор, где проекты финансируются и преобразовываются в ликвидные.

8. Важный тезис в том, что как обычно 95% всех проектов будут получать те или иные отказы и именно здесь надо понимать, что ключевая ценность это не проекты, а люди. Именно поэтому категорически надо пытаться оставлять людей в сообществе несмотря на отказ в конкретном проекте.

Причина в том, что внутри сообщества происходит обучение и обмен идеями и опытом, поэтому первые провалы закономерны, но общение позволяет через какое то время стартовать другие проекты или присоединяться к существующим. Люди в этой индустрии слишком ценны, чтобы выкидывать их.

9. Однако, вся эта машина не имеет смысла если не отработать другую сторону этого процесса.

Далее практические предложения и алгоритмы решения поставленных проблем читайте здесь.