Технологическая платформа: инструмент развития малой энергетики в России и Украине

технологическая платформа

Приветствую вас, уважаемые друзья и коллеги.  Одна из сфер моих профессиональных интересов – это развитие малой энергетики в России и Украине с учетом опыта стран ЕС. В частности, политика государств в этой сфере,  правовые аспекты регулирования деятельности предприятий малой энергетики, а также практические проблемы их функционирования. Как известно, сейчас тема развития малой энергетики является весьма актуальной, экономически и социально значимой в странах бывшего СССР. Для России – это способ модернизации производственных фондов электроэнергетики для повышения качества электроснабжения и энергоэффективности отраслей экономики, а также электрификация 2/3 территории РФ (отдаленные и малонаселенные районы). Для Украины – это в первую очередь устранение энергозависимости от импорта топливных ресурсов, а второй момент – получение всех благ, указанных выше. По объективным причинам, постсоветсткие страны значительно отстают от стран Европы по технологическому развитию. В результате этого, энергоемкость экономики значительно выше, чем в странах ЕС. А это влияет на уровень ВВП и благосостояние граждан РФ и Украины в целом.

Страны ЕС продвинулись достаточно далеко в развитии малой энергетики, в особенности, на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), чем постепенно устраняют свою энергозависимость от российских углеводородов и обеспечивают энергобезопасность своих стран.

В русле данных интересов, хочу поделиться своими наблюдениями о том, как стимулируют развитие малой энергетики в странах Европы и России. Речь пойдет о таком интересном инструменте стимулирования, как технологическая платформа.

Технологические платформы. Европейский опыт.

При изучении данного вопроса, нашла интересные сведения в докладе Комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей, чем и поделюсь. После этого поделюсь своими соображениями по этому вопросу.

Изначально термин «технологические платформы» был предложен Еврокомиссией. Его цель – обозначение тематических направлений, в рамках которых сформулированы или будут сформулированы приоритеты ЕС. Предполагается выделение на эти цели существенных объемов финансирования для проведения исследований, непосредственно связанных с их практической реализацией предприятиями малого и среднего бизнеса и промышленностью.

Особенность технологической платформы – это их формирование как результат потребностей производства для достижения целей и стратегии устойчивого и ресурсно-возобновляемого развития современного общества.

Технологические платформы в Европе были созданы на паевой основе за счет объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов ЕС и крупнейших европейских промышленных производителей с целью активизации научных исследований.

В Европе обычно инициаторами формирования технологических платформ выступает крупный бизнес, отраслевые объединения промышленных производителей, представители которых входят в Группу Высшего Уровня (High Level Group). Для разработки Технологической платформы инициаторы образуют Совещательный комитет (Advisory Committee). В этот комитет входят представители ЕС, научного сообщества, мелкого и среднего бизнеса, организации и объединения потребителей, различные негосударственные организации и так далее. Одновременно с этим, формируются Национальные группы поддержки (National Support Groups) из представителей заинтересованных стран и регионов. Для разработки научной составляющей ТП формируется Научный Совет (Scientific Council). Туда входят ведущие эксперты по данной проблеме – представители фундаментальной и прикладной науки.

Основные задачи технологических платформы в ЕС: 1) пропаганда и продвижение ТП, их целей и задач в Евросообществе и структурах ЕС; 2)  разработка Стратегического Плана Исследований (Strategic Research Agenda) – основной документ, в котором представлены характеристики проводимых исследований в рамках ТП; 3) разработка Плана Внедрения ТП (Implementation Plan/Deployment Strategy).

Впервые в Европе технологические платформы стали формироваться в 2001 году. Наибольшая активность – в 2003-2006гг. Это было связано с запуском механизма 7-ой Рамочной программы ЕС, в которой ТП играли значительную роль. После 2008 года ТП не создавались, так как во избежание дублирования направлений исследований Еврокомиссия стала сдерживать их формирование.

Сейчас в ЕС снова возобновлено формирование ТП, но уже нового уровня – Технологические инновационные платформы (ETIP).

 

Технологические платформы. Российский опыт.

Россия заимствовала европейскую модель ТП и положительный опыт их формирования и развития в ЕС.

Старт формированию технологических платформ в России был дан в 2010 году. Президент РФ по результатам работы  Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Росси дал конкретные поручения о стимулировании инновационной активности компаний с государственным участием. Во исполнение поручения Президента, Комиссией в 2011 году было утверждено 27 технологических платформ по приоритетным  направлениям развития экономики РФ.

В сфере малой энергетики (электроэнергетики) и ВИЭ были утверждены 4 ТП:

 — «Малая распределенная энергетика»;

 — «Перспективные технологии возобновляемой энергетики»;

 — «Биоэнергетика»;

 — «Интеллектуальная энергетическая система России» (Smart Grid).

Российскую модель технологической платформы проиллюстрирую на примере ТП  «Малая распределенная энергетика».

Участниками данной ТП являются более 200 организаций. Это органы исполнительной власти субъектов Федерации, научные центры, проектные, инжиниринговые и внедренческие организации, промышленные машиностроительные объединения, энергокомпании, малые компании-операторы объектов малой энергетики, высшие учебные заведения, организации, осуществляющие инвестиции в малую энергетику, экспертные и иные объединения граждан. Участники представляют разные регионы РФ – от Северо-Запада России до Дальнего Востока.

Организационная структура ТП следующая: Координатор ТП, Со-координаторы, Координационный Совет, Экспертный Совет. Ключевые положения создания и деятельности ТП были закреплены в утвержденном в 2001 году Меморандуме о создании и деятельности технологической платформы «Малая распределенная энергетика». В 2012 году было утверждено Положение о Технологической платформе «Малая распределенная энергетика».

Как указано в Меморандуме, технологическая платформа создана в интересах: 1) массового потребителя – для решения проблем высокой платы за присоединение к сетям, роста тарифов, низкого качества энергии, недоступность качественной энергии; 2) мелкого массового инвестора – для снижения инвестиционного порога при реализации проектов малой энергетики и участия потребителей в самостоятельном обеспечении себя качественной энергией; 3) малого бизнеса – для активации участия бизнеса в сфере инноваций, связанных с малой энергетикой, получения финансирования, выход на целевые зарубежные рынки с конкурентоспособными разработками.

В рамках ТП участники объединили усилия в целях перехода от традиционного развития энергетики как жестко централизованной системы с преобладанием крупных источников генерации к разнообразию типов и форм развития энергетики в соответствии с особенностями спроса конкретных потребителей, конкретных локальных условий развития и требованиями государственной политики по повышению энергетической эффективности России.

Одно из основных направлений, поддерживаемых в рамках ТП, — это технологии использования местных энергетических ресурсов, ВИЭ и биоэнергетика, в том числе: использование ВИЭ в комплексных локальных энергетических системах, в т.ч. в модульных энергоустановках, комбинирующих генерацию энергии солнца (фотовольтаика, солнечные коллекторы, др.), ветра (ВЭС), малых рек с энергией топливных источников.

Согласно положениям Меморандума, для реализации  своих направлений ТП «Малая распределенная энергетика» может кооперироваться с иными технологическими  платформами. К примеру, тремя указанными выше.

Была задекларирована общая цель ТП — инновационно-технологическое обеспечение диверсификации развития энергетики с учетом особенностей спроса потребителей в конкретных локальных условиях.

Одной из стратегических целей ТП является развитие законодательной и нормативно-правовой базы в целях создания благоприятных условий развития малой распределенной энергетики в России.

Дело в том, в настоящее время ситуация сложилась следующим образом. Темпы развития технологий малой энергетики и экономических отношений в этой сфере (коммерциализация данных технологий) значительно опережают темпы правового регулирования. Сегодня отсутствует специальное нормативно-правовое регулирование экономических отношений в сфере малой энергетики. Предприятия малой энергетики вынуждены функционировать на основе законодательной базы в сфере «централизованной» электроэнергетики, которая уже морально устарела и не отражает потребностей общества и государства.

Поэтому разработка специального правового регулирования в сфере малой энергетики является не менее стратегической целью, нежели создание новых технологий и формирование преференциальной политики государства в этой сфере. Более того, эффективная законодательная база – это тот ключ, без которого не будет запущен механизм малой энергетики в России и Украине даже при наличии новейших технологий. Наши государства находятся только на пути поиска правильного ключа. А найти его поможет изучение европейского опыта правового регулирования в сфере малой энергетики. Об успехах России и Украины в этом направлении по возможности буду вас информировать. Благодарю за внимание.

Елена ПоповаАвтор, Елена Попова,  эксперт по правовым вопросам (Россия, Украина).