Влияние российской системы образования на решение кадровой проблемы

система образования

Современная система образования — это кузница кадров. В России эта система испытывает кризис. На мировом рынке образовательных услуг наша страна пока проигрывает. А это означает, что кадровый потенциал утекает в другие страны и распределяется пока не в нашу пользу. Что необходимо предпринять для изменения ситуации? Свои идеи предлагает директор Института мировой экономики и бизнеса РУДН Юрием Мосейкиным.

  • Усилить интеграцию в образование науки, которая исторически была сконцентрирована в академических институтах и мало пересекалась с образовательными учреждениями, которым осталась только схоластика и теория.
  • Привлекать молодые кадры в преподавательский состав, который сейчас проходит очень болезненный период смены поколений. Старые кадры, коих сейчас подавляющее большинство, воспитанные еще в советское время, плохо адаптированы к современным технологиям. Я знаю немало молодых инициативных кадров, которые многого добились в карьере и бизнесе и активно преподают в вузах. Но их мало, и их стремление больше основано на голом энтузиазме, так как для привлечения молодых людей, заряженных не только знаниями, но и практическим опытом, уровень оплаты труда в высших учебных заведениях явно не привлекателен.
  • Снизить объемы учебной нагрузки для преподавателей, чтобы дать возможность для творчества.
  • Упростить бюрократическую систему в вузах.
  • Дать возможность вузам осуществлять самостоятельный набор иностранцев на бюджетные места.

Решение кадровой проблемы — это также вопрос о том, чтобы в России оставались работать студенты, которые учатся в российских вузах. Однако процент таковых пока мал. В результате вступления России в Болонский процесс наша страна стала отдавать свою интеллектуальную рабочую силу чужому рынку, например, европейскому, не получая практически ничего взамен.

В чем суть проблемы и как ее решать? России нужны такие экономические условия, в которых внутренний рынок поглощал, а не отдавал бы рабочую силу. Должен быть достойный заработок, возможность самореализации и социальные условия. При таком раскладе появится возможность комфортнее, выгоднее и интереснее жить и работать в своей родной стране.

Современный выпускник обладает повышенной мобильностью. Он чувствует себя в большей мере работником на международном рынке, нежели сугубо на российском. Следовательно часть новой рабочей силы из 25 млн новых рабочих мест, которые нужно создать до 2020 года, придется набирать на международном рынке. И эту работу необходимо вести активно уже сегодня. Как? Например, выявлять лучших учителей и преподавателей и помогать им создавать локальные on-line образовательные ресурсы, чтобы они были одним из стимулов учиться и работать в России. А те, кто уезжает учиться в зарубежных вузах, с теми вести работу по двум направлениям: чтобы они возвращались работать в Россию или чтобы оставаясь за рубежом, открывали там бизнес, который активно бы сотрудничал с Россией.