Немного истории с географией

ИЕРУСАЛИМ-СТОЛИЦА-ИЗРАИЛЯ

Иерусалим – город трех великих авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама. Город, в который не въезжают, не входят, а восходят. Как на Эверест. И так уже три тысячелетия, с тех  самых пор, как царь Давид взял крепость Сион, когда она называлась Иевус, поселился в ней и назвал ее городом Давидовым. «Там он умер и погребен и гроб его у нас  до сего дня». (Деян. 2,29).

Когда царь Давид перенес туда ковчег завета, то утвердил статус этого города как центра религиозной жизни. Позднее его сын Соломон расширил Иерусалим на север до горы Мориа и построил храм и царский дворец.

В Вавилонском талмуде в Трактате Кидушин говорится: «Десять мер красоты были отпущены миру; девять из них – Иерусалиму и одна – остальному миру».

Вавилонский царь Навуходоносор в 586 году  до Р.Х. разрушил до основания всю эту неземную красоту, а остаток еврейского народа угнал в плен.

В 539 году до Р.Х. Вавилон пал, не устояв перед натиском объединившихся под  властью Кира, персов и мидян. И еврейским племенам было разрешено вернуться в родные края.

И первым делом, вернувшиеся иудеи начали восстанавливать Иерусалимский храм, чтобы по-прежнему поклоняться Богу в Иерусалиме. Они помнили обетование, данное Вседержителем при заключении Завета с их праотцом Авраамом. Они помнили еще руку Божию, которая вывела когда-то их из египетского плена и позволила завоевать землю обетованную. Теперь иудеи жаждали нового исхода, ожидали мессию, который явит спасительную судьбу Своему народу.

Много их было – завоевателей Иерусалима…

Персидская империя была сметена вихрем побед Александра Македонского,  в результате которых большая часть Ближнего Востока приобщилась к эллинской культуре. И единственные, кто этому противостоял – это иудейский народ.

После смерти Александра Македонского в 323 году до Р.Х. и раздела его огромной империи на царства, Палестина оказалась под управлением одного из греческих полководцев Александра – Птолемея, владения которого простирались от Египта до южных областей Сирии. Столица империи птолемеев была Александрия, где процветала еврейская колония. В Александрии в конце третьего века до Р.Х. был сделан перевод торы (Пятикнижия Моисея), а затем и всего Ветхого Завета с еврейского языка на греческий. Этот перевод называют Сентуагинтой ли переводом семидесяти. Поскольку все новозаветные авторы писали на греческом, они, цитируя Ветхий Завет, пользовались этим переводом. Таким образом, он сыграл свою значительную роль в распространении Евангелия во всем грекоязычном мире.

Другой полководец Александра Македонского – Селевк, стал правителем иной огромной области, которая простиралась от западного побережья Малой Азии (современная Турция) до Вавилона и дальше на восток. Империя Селевкидов своей столицей сделала Антиохию сирийскую, которая находилась к северу от Палестины.

В 198 году до Р.Х. селевкидский или сирийский правитель Антиох III сумел захватить Палестину.

С приходом к власти Антиоха IV Епифана, Иудея вступила в один из самых тяжелых периодов  своей истории. В попытках сплотить свою империю перед угрозой надвигающихся римских легионов, Антиох Епифан пытался ускорить процесс эллинизации Палестины, которая всячески сопротивлялась политическому курсу Антиоха.

Пожалуй, впервые в человеческой истории начались религиозные гонения: рукописи еврейского Священного Писания сжигались, соблюдение субботы было запрещено, обрезание объявлено вне закона. Нарушителей предавали смертной казни.

В 167 году до Р.Х. Епифан, что по иронии судьбы означает «богоявленный», осквернил Иерусалимский храм, воздвигнув в нем статую Зевса и принеся в жертву греческому богу свиней.

Вскоре после этого кощунства в Иудее вспыхнуло восстание под предводительством Иуды, прозванного Маккавеем, что означает «молот». Иудейские партизаны в 164 году до Р.Х. освободили Иерусалим и вновь освятили оскверненный храм. Это событие и поныне отмечается как праздник обновления (Огней или Ханука) – восьмидневное празднество в девятом месяце (Кислеве) в память об очищении храма от осквернения, содеянное Антиохом IV Епифаном.

После смерти Иуды его братья Ионафан и Симон продолжили войну до 142 года до Р.Х., когда Иудее наконец-то была дарована столь долгожданная независимость и установилась династия Хасмонеев ( по имени предка Макканавеев –Хасмонея).

Несмотря на отдельные периоды благоденствия, династия Хасмонеев, раздираемая внутренней борьбой, в том числе и между священством: между саддукеями и фарисеями не смогла противостоять римской экспансии. Саддукеи – это аристократическая группа, которая стремилась сохранить политическую стабильность и постепенно перенимала греческий образ жизни.

Они признавали только Пятикнижие, а остальные книги для них были менее весомы и отвергали учение о воскресении. Фарисеи, наоборот, сопротивлялись эллинизации иудейской жизни, развили обширное устное предание и очень стремились сохранить иудейские законоположения о чистоте.

В 63 году до Р.Х. римский полководец Помпей занял Иерусалим – город Давидов. Постоянные беспорядки привели к  тому, что римляне в 37 году до Р.Х. даровали идумеянину Ироду (арабу по рождению, обращенному в иудейство) титул царя иудейского, который он и носил до своей мучительной кончины. Его даже называли Великим, ибо он возвел великолепный морской порт в Кейсарии, но самое впечатляющее его деяние – это восстановление Иерусалимского храма. Оно было начато в 20 году до Р.Х. и продолжено после его смерти. Именно в этот храм приходил Иисус Христос. Такое благое деяние, тем не менее, не мешало Ироду убить своих жену и сына.

Ирод Великий, умерший вскоре после рождения Иисуса завещал престол  в Иудее и Самарии, оставшемуся в живых, своему сыну Архелаю. Но Архелай, унаследовавший пороки своего знаменитого отца и абсолютно никаких его достоинств, правил сравнительно недолго. Через 10 лет он был свергнут, а Иудея и Самария стали управляться наместниками из Рима – прокураторами, каковым являлся и Понтий  Пилат, умывший руки после того, как отдал на казнь Иисуса.

Галилею, где прошла большая часть жизни и служения Иисуса, и Перею, Ирод Великий завещал своему другому сыну – счастливчику Ироду Антипе. Этот правил долго, но в 39 году внуку Ирода Великого – Агриппе удалось изгнать Антипу и захватит власть над Галилеей и Переей. Спустя два года друг детства Агриппы – Клавдий, ставший к тому времени римским императором, сделал его  также царем Иудеи и Самарии, т.е. царем всей Палестины.

Вскоре Агриппа начал гонения на последователей Христа и, говорят, лично убил брата Христа – апостола Иакова.

Вскоре после этого он умер в 44 году. И, говорят, что смерть внука Ирода Великого, как и его деда, была ужасна. Страна снова перешла под власть римских цезарей, хотя и небольшая ее часть оставалась в руках Агриппы II.

И снова обострились разногласия между римлянами и иудеями, что привело к восстанию в 66 году, которое и окончилось, как и предсказывали еврейские пророки, национальной катастрофой: в 70 году Иерусалим был разрушен.

Началось почти двухтысячелетнее рассеяние еврейского народа, а от Иерусалимского храма осталась только часть Западной Стены, которую во всем мире знают как Стену Плача.

Первый раз я стоял перед этими древними иерусалимскими камнями в 1998 году. Мне сказали: «Напиши на бумажке свое самое заветное желание и вложи эту записочку в расщелину между камнями. Бог услышит и исполнит твое желание». Я долго думал, что же мне попросить у Вседержителя, наконец, нацарапал «Господи! Позволь мне, рабу Твоему, еще раз приехать в Израиль и попасть в Иерусалим». Записку я скатал в трубочку и вложил ее в теплую расщелину между огромными камнями. На все воля Божья…

В следующем году я был в Иерусалиме вместе со своей младшей дочерью. А затем приехал туда вместе со своей женой и был там еще много раз. А сейчас я жалею, что не попросил у Бога смирения и мудрости.

Кто знает? Может быть был бы я нынче мудрым как Соломон и кротким как Моисей… Ведь Бог противится гордым, а  смиренным дает благодать.

Валентин Семенцов

Иерусалим