Илья Муромец как зеркало русской души

Илья МуромецВ самый разгар майского утра мы въехали в знатное село Карачарово – бывшее имение графов Уваровых, что в двух верстах от Мурома. Наш микроавтобус остановился на косогоре, где прямо перед нами внизу голубела лента реки Оки, окаймленная нежно-зеленой бахромой лесов, над ними дыбилось серое предгрозовое небо, справа краснел кирпичом двухшатровый когда-то¸ Троицкий Храм, ныне без одной главы, а слева в лощине желтел высокий деревянный крест, означавший тот самый источник, из которого монахи набрали воды и дали ее испить Илье. Говаривают знающие люди, что фамилия у него была Гущин, как у всех его родственников, обитающих в деревянных избах у подножия на песчаных берегах Оки и, считающих себя потомками славного богатыря.

Наши предки лет пятьсот, вплоть до торжества  советской науки не сомневались, что Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Марксизм-ленинизм признавал Илью Муромца только как былинного богатыря, а известный кинорежиссер Александр Птушко даже поставил в 1956 году фильм-сказку «Илья Муромец». Дальше этого советские историки и кинематографисты продвинуться не имели права, хотя еще в 1963 году провели первое исследование останков богатыря в Киево-Печерской лавре. Тогда было сделано заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами.

Когда КПСС стала утрачивать свою тормозящую роль, в 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела еще раз экспертизу мощей святого Ильи Муромца с использованием современных методик и сверхточной японской аппаратуры. Результаты поразили. Определен был возраст: сорок – пятьдесят пять лет. Выявлены  такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей. Установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. Установлена приблизительно и дата смерти, что не расходится с мнением церкви, которая утверждала, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире Красное Солнышко, как повествуется в  былинах. К сожалению, русские летописи не упоминают имени этого героя, чаще повествуя о князьях и о ратных подвигах Муромской дружины, что ни в коем случае не умаляет роли князей, храброй дружины и самого Ильи.

В документальном источнике это имя впервые упомянуто в 1574 году. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 году, оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его  товарища был сооружен специальный придел, то есть им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста. Останки были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры – Афанасием Кальнофойским, который и определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, то есть в  1188 году.

Останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца.

Для многих сограждан   небывалым откровением является тот факт, что популярный герой эпоса (а об Илье Муромце только одних классических былин 13 штук!) почитается как святой Русской православной церкви. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 году в числе шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. И в настоящее время останки представляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежавшую человеку довольно высокого роста (177 см). Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке, видно такое же значительное повреждение в области левой груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой и, ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

Мой знакомый муромец Валерий – владелец местного кафе «Старый дворик», рассказывает мне о том, как Илья Муромец  изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы, как он заложил Троицкую церковь, положив в ее основание несколько дубов, вырвав их у реки и внеся на крутую гору. В его словах нет ни тени сомнения в правдивости того, что он мне говорит. Еще он рассказывает о родниках, которые по преданию возникали от ударов копыт коня Ильи Муромца. Мы спускаемся с косогора и идем к деревянному кресту, где булькает источник, из которого напоили Илью монахи, тридцать лет и три года сиднем сидевшего. И укрепились стопы его, и получил он силу невиданную, и уничтожил Соловья – разбойника, и сражался верой и правдой за землю русскую вместе с Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем. Набрал и я этой водицы в пятилитровую пластиковую канистру и теперь пью по утрам, натощак по совету муромца Валеры, чтобы тверже стоять на земле.

Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были всегда значимыми во времена Киевской Руси, Владимиро-Суздальской, во времена Руси Московской. Владимир Мономах определили в Муром лучшего наместника, может быть потому, что оттуда родом был Илья – лучший его ратник, который добровольно уехал из Мурома в Киев служить великому князю Владимиру.

В последние годы в связи с возрождением России усилилось и почитание Ильи Муромца. В селе Карачарове был восстановлен Храм Гурия, Самсона и Авива, где 1 января 1993 года в день памяти святого была торжественно установлена икона святого с частицей мощей Ильи Муромца. Образ был исполнен муромским художником-иконописцем И. Суховым по заказу потомков богатыря – многочисленных Гущиных.

В 1998 году освящены храмы во имя святого богатыря, воздвигнутые на городском кладбище в Муроме и на территории воинской части в Подмосковье.

В 1999 году на родине богатыря установлен памятник Илье Муромцу (автор В. Клыков). Русское воинство почитает святого богатыря своим покровителем, ибо он является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нем с еще большей силой внутренней и  кротостью, смирением его духа, желанием не убивать, а защищать землю Русскую. Илье Муромцу, видимо, суждено объединить верующих и неверующих, христиан и мусульман, правых и левых, всех, кто любит свою страну и желает ей мира и благоденствия в наше непростое время.