Сила молитвы — в канун Пасхи

ПасхаВплоть до злополучного 1917 года благочестивые люди любили читать описание паломничества на Святую Землю игумена Даниила – черниговского уроженца, которое он совершил после первого крестового похода в 1106-08 г.г.

В Иерусалиме, который крестоносцы взяли в 1099 году, игумен Даниил был даже обласкан королем Балдуином I и впервые из русских видел и живописал чудесное схождение огня ко Гробу Господню на Пасху.

Вот его рассказ:

«И когда наступило семь часов дня субботнего, пошел король Балдуин со своими войсками из дома своего, все шли пешие. Король прислал в придворье монастыря Саввы Освященного и позвал игумена и монахов. Они пошли к гробу Господнему, и я, худой, пошел с ними. Пришли мы к королю и поклонились ему. Тогда и он поклонился игумену и всем монахам и повелел игумену монастыря Саввы и мне, худому, близ себя пойти, а другим игуменам и всем монахам повелел перед собой пойти, а войскам своим повелел сзади пойти. И пришли в церковь Воскресения к западным дверям. И множество людей обступили двери церковные, и не могли тогда в церковь войти. Тогда король Балдуин приказал воинам разогнать людей силою, и была проложена среди толпы дорога, как улица, до самого Гроба. Прошли мы к восточным дверям Гроба Господня, король впереди прошел и встал на своем месте, на правой стороне у ограды великого алтаря, против восточных дверей и дверей Гроба. Тут находилось место короля, созданное на возвышении.

И как наступил восьмой час дня, начали вечернюю службу вверху гроба попы православные, были тут и все духовные мужи, и многие пустынники.

Католики в великом алтаре начали верещать по-своему. Так все они и пели, и я тут стоял и прилежно смотрел в двери гробные. И как начали читать паремии великой субботы, на первом чтении паремии вышел епископ с дьяконом из великого алтаря, подошел к дверям гробным, посмотрел в гроб сквозь крестец дверей, не увидел света в гробе и возвратился назад. И как начали читать шестую паремию, тот же епископ подошел к дверям гробным и ничего не увидел. Тогда все люди завопили со слезами: «Кирие, елейсон!» — что значит: «Господи, помилуй!» И тогда миновал девятый час и начали петь песнь проходную «Господу поем», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом церкви, пошел небольшой дождь над гробом и очень намочил нас, стоящих у гроба. Тогда внезапно и засиял Святой Свет в святом Гробе, исходило из Гроба блистание яркое.

Пришел епископ с четырьмя дьяконами, открыл двери гробные, взял свечу у короля Балдуина, вошел в гроб, зажег первой королевскую свечу от Света Святого, вынес из Гроба эту свечу и подал самому королю в руки. Встал король на своем месте, держа свечу с великой радостью. От свечи короля мы зажгли свои свечи, а от наших свечей все люди зажгли свои свечи. Свет Святой не такой, как земной огонь, но чудный, светится иначе, пламя его красное, как киноварь, несказанно светится».

С тех пор прошло девятьсот лет. Как и во времена Иерусалимского королевства, тайна Святого Огня завораживает и поныне, привлекает к себе тысячи христиан и паломников со всех концов света.

Торжество освящения огня на Гробе Господнем является самым известным из всех богослужений Страстной Седмицы и Пасхи. И слава Богу, что все мы дожили до того дня, когда эту службу транслируют российские телеканалы из Иерусалима.

Как всё это происходит на самом деле?

Места в Храме начинают занимать с вечера, с девяти часов иерусалимского времени,

когда начинается чин погребения Плащаницы. Каждый стремится своими глазами увидеть

схождение Святого огня, поэтому  многие проводят в Храме у Гроба Господня всю ночь.

Литания (молитвенная процессия по-гречески) Святого огня связана с вечерним богослужением Великой Субботы, но начинается в полдень и длится примерно до 14-15 часов.

Ровно в 12 часов опечатывается Гроб Господень. Восковая печать накладывается на двери Кувуклии (ротонда  с часовней Гроба Господня) в удостоверение того, что внутри не горит ни одна свеча, ни одна лампада.

В самой пещере Гроба Господня (ее размеры 207 на 197 см) половину пространства  занимает каменное ложе, которое покрывает мраморная плита. Здесь же, на мраморной полочке, помещены три иконы Воскресения – по одной от каждого из христианских исповеданий, которые совместно владеют святыней: православного, католического, армянского. На красном бархатном воздухе, под средней из икон, греческая надпись: «Христос Анести!» — «Христос Воскресе!». Это единственное на земле место, где всегда Пасха.

Для совершения схождения Святого Огня как свидетельствует многовековая практика и подлинные исторические источники, необходимы три условия, вернее, три группы участников.

Спустя 20-30 минут после опечатывания Гроба Господня в Храм врывается, верхом друг на друге, толпа арабской христианской молодежи. Врывается с криком, с шумом, с барабанным боем. Кажется, что нелепо нарушается благочестивая молящаяся тишина праздника огня.

Но это не бессмысленное шумное беспокойное пение, а древние молитвы на арабском языке, обращенные ко Христу и Божьей Матери. В них арабы-христиане заявляют, что они самый восточный, самый христианский народ, обитающий там, где зарождается солнце, где оно восходит, что они принесли пучки свечей для возжигания от Святого Огня.

Все, кто знаком с Библией, сразу вспоминают Ветхий Завет с иерихонскими трубами, с плясками царя Давида перед ковчегом Завета. Арабы сохраняют древнюю традицию ветхозаветного молитвенного вопля, являясь последним отголоском той огненной молитвы, которая одна только и может сводить огонь с неба. Как сводил его когда-то на горе Кармель своей молитвой Илья-пророк.

Рассказывают, что во времена, когда Палестина была подмандатной территорией Великобритании, генерал-губернатора очень раздражали пляски и вопли местных аборигенов и, он запретил их впускать в Храм. Патриарх молился два часа в Кувуклии о ниспослании огня, но тот не сходил. Тогда иерусалимский патриарх своей волей приказал впустить арабскую молодежь. И огонь тут же возгорелся. Больше таких попыток запретить не повторял никто.

Второе условие, без которого нельзя осуществить сошествие Святого Огня – это обязательное присутствие в Храме Гроба Господня   монахов Лавры преподобного Саввы Освященного. Лавра, расположенная  в 17 километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от места его впадения в Мертвое море – единственная из всех древних монастырей Иудейской пустыни сохранилась в первозданном виде. Эти иноки   приносят с собой в храм напряженность внутренней правильной молитвы, затепливающей в сердцах всех присутствующих таинственный невидимый огонь.

Около часа дня затихают томительные молитвы – заклинания арабов, напоминающие практику древних мистерий…

И тут вступает третий, пожалуй, главный участник тайны Святого Огня – Патриарх – Предстоятель древнейшей в мире Иерусалимской Церкви – Матери Церквей. Он входит в Храм Воскресения южными вратами. Десять минут спустя, за ними в алтарь Кафоликона проходят представители армянского, коптского и сирийского духовенства.

Начинается, собственно, Литания Святого Огня – крестный ход от алтаря через весь Храм Вознесения  с выходом  в ротонду и троекратным обходом вокруг Кувуклии.

Процессия останавливается перед самым входом в часовню Святого Гроба. Патриарха разоблачают: снимают с него тяжелые праздничные ризы, оставляя в одном подризнике – и он скрывается в Кувуклии. Теперь всё зависит от его коленопреклонной молитвы.

Стоит напряженная тишина, ибо весь народ замирает в ожидании: сойдет или не сойдет Священный Огонь? Но Христос Воскрес – и Огонь сходит!

Мгновению первой вспышки предшествует неожиданный ливень голубых молний, пронизывающих сверху донизу святую Кувуклию, бьющих снизу вверх и сверху вниз…

Еще прежде, чем появится из Кувуклии Патриарх, священосцы – скороходы, принявшие благодать Огня через окошечки в приделе Ангела, уже молниеносно разносят его по всему Храму.

И, наконец, из Кувуклии выходит с пучками свечей Патриарх Иерусалимский. В это мгновение он воистину Вселенский Патриарх, а не Константинопольский, как по канонам, и не Римский Папа, а он – наследник старейшей из  всех  Иерусалимской кафедры.

Здесь, в Иерусалиме – самом великом городе на Земле под каменными сводами Храма, вобравшего в себя и Камень помазания, и пещеру, в которой был похоронен и воскрешен Спаситель, и пуп Земли, и треснувшую Голгофу, совершается ежегодное таинство Благодатного Огня в Великую Субботу и, значит, Бог еще не оставил нас, не оставил человеческого мира ибо «воскресить» в первоначальном и основном смысле значит «возжечь, воскресить огонь».

«Христос Анести!» — «Христос Воскресе!»

Воистину Воскресе