57525afec4a6849632d57c7969d70ab2

Новое университетское образование и решение проблемы кадрового вопроса России

57525afec4a6849632d57c7969d70ab2

Агентство Стратегических Инициатив (АСИ) подготовило презентацию форсайт «Образование 2030».
Модель организации образования в ближайшие 10 лет существенно измениться, т.к. произойдет глобальный сдвиг технологической парадигмы. Переходная зона определяется специалистами с 2017 – 2025 годы. В России Президентов ставится задача сформировать 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Это настоящий глобальный вызов России.
Каковы тенденции?
1. Образование становится интернациональным, международным из-за тотальности проникновения Интернета во все сферы жизни людей во всем мире. Импорт и экспорт образования и научных исследований увеличивается.
2. Активно разрабатываются автоматизированные способы решения рутинных интеллектуальных операций.
3. Образование становится все более практикоориентированным. Нужны преподаватели, способные соединять теорию с практикой. Для этого профессорско-преподавательский состав должен сам активно заниматься прикладными исследованиями и проверкой своих теоретических знаний на практике. Образовательные программы вузов будут все более ориентироваться на запросы работодателей.
4. Образовательный суверенитет различных стран, в том числе России, попадет в уязвимое положение. Вузы будут становиться все более нишевыми – другими словами, обеспечивать деятельность тех или иных компаний, предприятий в соответствующих регионах РФ. В образовательную сферу России придут глобальные образовательные игроки – это создаст напряжение в обучении кадрового потенциала страны. Кто будет учить, у кого будут учиться студенты, работники, сотрудники предприятий?

АСИ считает, что 5 TOP-вузов России должны научиться играть по глобальным образовательным правилам, 20-30 вузов научиться играть частично по

международным правилам и 400+ вузов должны свои образовательные программы направить на удовлетворение локальных рынков и потребностей. Преподавателями должны стать практики, способные формировать необходимые навыки и компетенции. В этом случае, вузы способны стать «агентами развития» тех или иных регионов. Конкурентоспособность преподавателей вузов может быть высокой при условии становления последних медийными персонами или, по крайней мере, овладения медийными навыками.
Что важно в контексте решения кадровой проблемы и формирования 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест – это тенденция, обозначенная АСИ. А именно:
* сращивание студенческих сообществ с профессиональными сообществами по принципу «питательного бульона» — начнут формироваться команды, способные решать конкретные проблемы (роль преподавателя будет сводиться к тому, чтобы обучать организации творческих навыков таким образом, чтобы это позволяло решать конкретные задачи),
* студенческие сообщества превратятся в самообучающиеся системы и превратятся в источник генерации новых общественных смыслов и траекторий развития общества,
* будут возникать особые индивидуальные траектории самообразования и саморазвития – решение кадровой проблемы таким образом может происходить путем выделения индивидуумов, способных самостоятельно развиваться так, чтобы вокруг них формировалась группа последователей, обучающихся рядом с лидером необходимым навыкам и компетенциям.